Туризм и отдых в Карелии!

Юккогуба. Часовня Троицы Живоначальной (вторая половина XVII в. – первая половина XVIII в.).

Юккогуба. Часовня Троицы Живоначальной (вторая половина XVII в. – первая половина XVIII в.).

Координаты: 63.406547, 33.091341

Троицкая часовня в Юккогубе - памятник архитектуры федерального значения.

Часовня представляет собой бревенчатую постройку клетского типа под единой двускатной кровлей. Стены выполнены с повалами к верхней части сруба. Крыльца нет. Очень низкая и маленькая дверь. Такая дверь в целом свойственная для часовен этого периода, однако, само молельное помещение также невысокое и скорее всего приспособленное для молитвы исключительно стоя на коленях. Остается большая загадка - само здание достаточно высокое, но большая часть объема остается выше потолка. Входа или даже просто лаза в верхнюю часть - нет. Т.е. сама часовня по размерам (в высоту) выглядит величественно, а помещение по низким потолкам - больше напоминает землянку.

Возможно, здание перестраивалось, и просто под молельное помещение была оставлена наиболее пригодная часть сруба.

Возможно это первоначальная задумка - чтобы с молитвой и в святом месте всегда надо было стоять - или на коленях, или в глубоком поклоне.

Более детально можно было бы сказать, если заглянуть в верхнюю часть сруба - возможно в будущем мы проведем такое исследование с помощью технического эндоскопа с камерой и фонариком на конце - щели среди бревен позволят это сделать.

Однако, скорее всего эти первоначальная задумка - маленькое помещение, которое быстро согревается от дыхания паломника, молитва на коленях, а сама часовня вытянута к небу и чуть "расправила свои плечи" - расширяясь к верхней части.

Часовня ухоженная и находиться под присмотром местных жителей. Полы заботливо застелены домоткаными ковриками,  поэтому стоять на коленях во время молитвы будет комфортно. Здание часовни расположено в центре небольшого старинного деревенского кладбища, с ближайшей дороги скрыто густой растительностью.

Подготовка текста и фотографии: Илья Тимин, 2019-2020 гг.

Часовня Троицы Живоначальной в Юккогубе на карте:

 

Юккогуба

Деревня Юккогуба расположена на мысу южного побережья озера Маслозеро. Если отсеять постройки 20 века - можно разглядеть исконный архитектурно-ландшафтный стиль, который был типичен для национальных карельских деревень Сегозерья. Юккогуба впервые упоминается в письменных источниках в 1678 году, тогда в ней было всего два двора.

Юккогуба — деревня в составе Паданского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия, комплексный памятник истории. Встречается название "Юкко-губа".

Исторические данные о Юккогубе:

Юкко-губа - деревня Сяргозерского общества Богоявленской волости Повенецкого уезда. Стан 2-й. Находится при Маляозере (скорее всего описка) (По данным на 1873).  В 1905 году уже правильное название озера - "при озере Маслозере".

"Лежит близ границы Повенецкого уезда с Архангельской губернией, по проселочной дороге из села Богоявленского в Ругозерский погост. По левую сторону этой дороги.Расстояние до становой квартиры — 20 вёрст*, до уездного города (Повенец) — 120 вёрст (1873) / 140 вёрст (1905). Местоположение становой квартиры — Богоявленское."

В 1905 году в деревне числится школа. Это важный момент, так как большевики и коммунисты любят рассказывать, что школы появились в двревнях здесь только с их приходом к власти. В кокретном случае - в результате правления коммунистов - Юккогуба и окрестные деревни практически перестали существовать.

По «Списку населённых мест» 1873 года, население составляло 104 человека: 50 мужчин и 54 женщины. 24 двора. По национальности - карелы.

В «Списке населённых мест» 1905 года - население состояло из 76 крестьянок и 73 крестьян. Всего 149 человек. Дворов 22, семей 23. Имелся скот: 23 лошади, 35 коров и 35 голов прочего скота.

 

 Троица Живоначальная

«Живоначальная Троица» — это шедевр иконописи, который был и остается самой узнаваемой работой одного из величайших художников за всю историю не только нашей страны, но и за всю историю в целом.

Этот шедевр был написан в начале 15 века Андреем Рублевым.

На иконе изображены три ангела, которые олицетворяют триединое начало Бога. Это Отец, Сын и Святой Дух. Фигуры их не наполнены действием и не имеют эмоций. Они просто смотрят куда-то перед собой. Достоверно никто не может сказать, где расположен Отец, Сын или Дух, но, с другой стороны, это и не так важно, поскольку божьи начала равны, хоть их предназначение различно. Есть мнение о том, что Отец передает Сыну святую чашу, который изображен в центре. Это говорит о том, что справа находится Святой Дух.

Знаменитая икона преподобного Андрея Рублева была написана, как известно, в похвалу Преподобного Сергия. Известен также настоятельный совет игумена Радонежского: чаще взирать на образ Святой Троицы, ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего». Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть. И увидеть не вовне, а внутри себя. Только тогда можно преодолеть ее индивидуальным «взиранием» на святой образ.

В основе иконы «Живоначальная Троица» лежит библейский текст о том, как к праотцу Аврааму приходят три Ангела в виде трех Странников. И мы соответственно видим в руке каждого Ангела страннический посох.
Однако икона никогда не бывает только иллюстрацией Святого Писания или Святого Предания, но прежде всего призвана явить всегда откровение их духовного смысла. Так и здесь, с одной стороны, да, посохи, безусловно, напоминают о реалиях исторического события, но вспомним – посох или жезл имеет епископ. Его жезл – это символ духовной власти. На рублевской иконе, предельно символичной и в связи с этим лаконичной в деталях данного события, акцент делается именно на этом значении. Книга «Бытие» повествует нам, что, когда Странники приблизились к шатру Авраама, он выбежал к ним навстречу и, поклонившись, пригласил их в свой дом, посадив их за трапезу, и приказал слуге заколоть для Гостей тельца.

Все это происходило в дубраве Мамре. Недалеко от горы Мориа. Соответственно, в верхней части иконы мы видим то, о чем повествует нам бытописатель. Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора. Но все эти предметы предельно обобщены. Шатер скотовода преобразился в возвысившийся дом с колоннами и капителями, дерево только напоминает о дубраве, но по нему невозможно определить его принадлежность к какому-то конкретному виду. Это как бы – «вседрево». И гора Мориа, хотя и находилась не очень далеко от этого места, дана очень скромно.

Святое Писание говорит о посещении Странников-Ангелов как о явлении Аврааму Бога. Телесными очами Авраам видел трех Странников, умом пророчески прозревал в них единого Бога. Икона и предлагает нам картину, которую можно увидеть только духовными очами, показывает то, как в событии временном проявилась Вечность. И именно потому, что все предметы расположены четко над Ангелами, являющими Божество, их значения преображаются. Шатер скотовода становится образом строительства мира или «Домостроительства Божия», дуб – Древом Жизни, а гора призывает «горняя мудрствовати». При этом и гора, и дерево, и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех Ангелов.

Центральное место иконы занимают Ангелы и находящаяся на трапезе Чаша. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трех ангельский образ: лики, одежды, крылья, жезлы… Но при всей схожести каждый Ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды. Средний Ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда). На хитоне слева полоса. Это – клав, знак царского достоинства. Ангел по левую руку среднего (от нас справа) имеет синий хитон и зеленый гиматий. Наконец, слева у Ангела – синий хитон и светло-лиловый гиматий.

Церковь издревле видит в посещении праотца Авраама тремя Ангелами прообраз Святой Троицы. При этом цвета одежд, обращенность Ангелов друг к другу, положения рук могут даже дать нам возможность и желание конкретизировать «лица» Святой Троицы. Так цвета одежд (в иконографии есть определенная символика цвета) среднего Ангела и наличие клава отсылает нас к устойчивой традиции изображения на иконах Спасителя. Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Соответственно, синий – цвет неба, красный – земли. Он – Царь (вспомним – клав), но, по Его слову, Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36). Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни. Об этом же может напомнить и цвет гиматия правого Ангела, но это как бы вечная, неувядаемая зелень. На хитоне – также присутствует клав, он только не так ярок, как у среднего Ангела. Лиловый цвет левого Ангела, как и клав – среднего и правого, свидетельствует о царственности. Небесная же синева присутствует в одеждах всех. Склонением голов образы среднего и правого Ангелов обращены к Ангелу, написанному слева. По этому, казалось бы, можно определить левого Ангела как Святого Духа, а правого – как Бога Отца. Но важно помнить, что исторически это явление не Самого Бога, а Ангелов Его.

Напомню, что Церковь видит в явлении Аврааму только прообраз Святой Троицы. Пусть даже ангельские образы по определенным внешним признакам удобно идентифицировать, все равно это будет чистой условностью, говорящей только о том, Кого ангелы являют. Ибо

    «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

Только Сын Божий стал Человеком, поэтому только Он и изобразим на иконах. Ни Бога Отца, ни Бога Духа Святого невозможно изобразить, так как Бог – Абсолютный Дух. Гораздо важнее не идентифицировать их, опираясь на видимые различия, а увидеть в иконе «преодоление розни».

Если мы мысленно в середину иконы поставим циркуль и попробуем описать круг, то фигуры ангелов легко в него впишутся. Круг – необычная фигура для христианства. Он – символ единства, согласия. Но совершенное единство и согласие может явить только совершенная же любовь. И на иконе есть предмет, который ее являет сильно и безусловно. Это – Чаша, над которой как бы парит благословляющая десница среднего Ангела. Вспомним, что в ней находится заколотый телец. И здесь необходимо сделать оговорку. Образ Святой Троицы, конечно, писали и до святого иконописца Андрея. Но обычно на иконе были еще две фигуры: Авраама и Сарры, как бы прислуживающих за столом. Как правило, их писали на первом плане иконы, чуть ниже трапезы. Иногда, чтобы показать неотмирность Гостей и пропасть, разделяющую Бога и падшего человека, Авраама и Сарру изображали подчеркнуто значительно ниже Ангелов (как на фреске Феофана Грека). Известна и иная тенденция. Их изображали стоя не перед трапезой, а за спинами сидящих Ангелов. И это было попыткой иконописцев как бы приблизить человека к Богу.

Что же делает преподобный Андрей? Он вовсе убирает Авраама и Сару. Тем самым исторические реалии становятся обозначены только предметами в верхней части иконы. И образ в целом сразу становится пророческим и уводит мысленный взор бесконечно назад в прошлое, являя Предвечный Совет, где три Ангела находятся в сокровенной безмолвной беседе о падении человека и о Жертве Сына. И на полторы тысячи лет вперед от времени библейского события, когда Жертва уже совершена. И тогда заколотый телец Авраамов становится только прообразом евхаристической жертвы «закланного Агнца, вземлющего грехи мира». Но в том, как написан образ Святой Троицы преподобным иконописцем, сотрудники музея Андрея Рублева заметили нюанс чрезвычайно важный и напрямую связывающий образ со словами Преподобного Сергия. Совсем убрав из иконы людей, преподобный Андрей дал возможность человеку стать участником этого таинственного Божия общения. Ведь подойдя к иконе, место праотца совершенно естественно заступает любой предстоящий перед ней…
За трапезой сидят три Ангела, четвертая сторона пуста – она открыта для человека. Вот это – уже безусловное приближение человека к Богу. Причем Чаша на иконе максимально придвинута к пустой (нашей) стороне. Как бы не настаивая, не заставляя, а только предлагая как возможность принять ее и тем самым войти в эту таинственную и неизреченную область Божия единства, любви и согласия.

 

О празднике Святой Троицы

День Святой Троицы – один из самых радостных праздников годового круга. Празднуется на пятидесятый день после Пасхи (в православной традиции).

Возникновение праздника

Сошествие Святого Духа на апостолов, давшее начало празднованию в честь Святой Троицы, описано в Деяниях святых апостолов. По прошествии десяти дней после вознесения Иисуса Христа и на пятидесятый день после Его Воскресения апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме. Иудеи праздновали в этот день великий праздник – Пятидесятницу, установленную в память о даровании евреям Синайского законодательства.
Был третий час дня, по еврейскому счету, или девятый час утра по нашему времени. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам. Сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать им воскресшего Христа. При виде простых рыбаков, говорящих на разных наречиях, некоторые иудеи стали смеяться, заподозрив учеников Христовых в пьянстве. Слыша нападки иудеев, к ним вышел апостол Петр. Вот как описывает это событие автор «Деяний», евангелист Лука:

    «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:14–18).

Проповедь апостола так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Святой Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом было положено основание Церкви Христовой на земле.


Традиции и обычаи

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Этот обычай идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.

А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.