+79212213861, +79217273595, etskarelia@ya.ru
...организуем отдых с 1997 года!

Эльмус. Часовня во имя св. вмч. Георгия Победоносца.

Эльмус. Часовня во имя св. вмч. Георгия Победоносца.

Координаты: 62.708941, 33.634776

Была построена в 2002 году на средства местного жителя. В 2011 году в часовне оборудовали алтарь и стали периодически проводить литургию. Не часто часовня превращается в церковь, но так как Эльмус - это самый удаленный и северный населенный пункт Кондопожского района, где есть православная святыня - возможность провести полноценную службу - очень актуальна. Часовня стоит на самом берегу озера, с основной проезжей дороги почти не видна.

Часовня стоит на фрагменте старого фундамента от другого здания, но не похоже, что здесь ранее был другой храм. Предположительно, что ранее сельский храм был в другом месте - на горе ближе к южному краю села - там, где сейчас монумент памяти ВОВ.

Современная часовня клетского типа. Бревенчатый сруб под единой двускатной кровлей и небольшое крыльцо под собственной двускатной кровлей. На крыше над основным молельным помещением высится небольшая луковичная главка обитая металлическими листами имитирующими лемех. На главке деревянный крест (ранее был 8 конечным, но на 2018 год 6 конечный, так как одна перекладина утрачена).

Фото: Илья Тимин, июнь 2018.

Часовня во имя св. вмч. Георгия Победоносца в деревне Эльмус на карте:

Эльмус

Эльмус (карел. Elmus) — посёлок в составе Гирвасского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия. Расположен на восточном берегу озера Эльмус.

В 1,5 км на запад от посёлка расположен государственный региональный болотный памятник природы — Болото у озера Эльмус площадью 1918,0 га, ценный ягодник клюквы и морошки.

В 6,5 км на северо-запад от посёлка расположен государственный региональный болотный памятник природы — Болото Дикино площадью 213,0 га, сложная болотная система, полигон для научных исследований.

В посёлке находится памятник истории — братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941—1945).

Численность населения:

2009 - 106 чел.
2010 - 73  чел. 
2013 - 59 чел.

Великомученик Георгий Победоносец

Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.