+79212213861, +79217273595, etskarelia@ya.ru
...организуем отдых с 1997 года!

Михеева Сельга. Часовня Кирика и Улиты (Иулиты).

Часовня Кирика и Улиты (Иулиты) в деревне Михеева Сельга.

Координаты: 62.472518, 34.465032

Часовня деревянная, выполнена из бревен и обшита тесом. Скорее всего время первоначальной постройки первая половина XIX века. По имеющимся останкам можно уверенно предположить, что это была часовня клетского типа, под двускатной единой кровлей, с шатровой колокольней на бревенчатом четверике, которая возвышалась над большим помещением, скорее всего выполняющими роль входной зоны - сеней и притвора.

К 2018 году от часовни остались только развалины - крыша над молельным помещением полностью сгнила и провалилась. Остался очень маленький фрагмент кровли от четверика колокольни до края стен притвора. Но и эти фрагменты на сегодня сильно повреждены и не сдерживают осадков. Фактически, единственное уцелевшее помещение - это притвор, который сохраняется только за счет потолочного перекрытия, которое явно переделывалось в 20 веке, уже после того, как была утрачена основная часть колокольни.

При беглом осмотре не удалось определить в каком месте был вход на колокольню из притвора - вероятно, имелась лестница вверх в северо-западном углу - есть несколько специфичных зарубов в стенах притвора с этой стороны.

Основное помещение часовни, судя по размерам и перерубам, изначально имело деление на два помещения, что наводит на мысль, что первоначальная часовня была меньше размером и сама делилась на притвор и молельную часть. Но позже была пристроена колокольня, под которой и разместился новый притвор с окошком и входом на колокольню. Скорее всего, основное молельное помещение было построено в первой половине - середине XIX века, а колокольня была пристроена уже во второй половине XIX века. Здание часовни снаружи, поверх тёса, было окрашено в красный цвет. Внутренние помещения - имели росписи. Притвор, был выкрашен в зеленый цвет - остатки деркоративных росписей видны и сегодня.

О том, что колокольня была пристроена позже, говорит технология строительства отличающаяся от основного помещения часовни. Основное помещение было срублено их круглых бревен и затем, уже после строительства, стены были затесаны - это видно по стыкам рубленных углов. А помещение под колокольней и она сама - построены из бревен тесанных с двух сторон в один размер - до монтажа в сруб.

По большому размеру входа в часовню - можно предположить, что часовня имела небольшое крылечко, скорее всего под небольшой короткой односкатной крышей. Но точные формы и размеры установить проблематично.

К марту 2018 года часовня Кирика и Улиты в Михеевой Сельге имеет следы неактивных попыток ремонта, которые, скорее всего, непрофессионально кто-то пытался проводить в последние года (предположительно с 2000 по 2010). Но работы явно не имели четкого планирования и нет ни единого логически завершенного этапа ремонта. Из основного помещения частично были удалены обломки потолка, кровли и сгнивших полов.

В разрушеной часовне, в притворе оборудован небольшой примитивный иконостас - свидетельство того, что местные жители не до конца забыли свои корни и того, что паломническая тропинка иногда заглядывает и сюда.

В настоящий момент (к марту 2018 года) часовня Кирика и Улиты в деревне Михеева Сельга Кондопожского района Республики Карелия быстро и активно разрушается и, если никаких мер принято не будет - очень скоро останутся только отдельные деревянные фрагменты от основного сруба. Можно ли спасти или сохранить сруб - сказать смогут только опытные реставраторы и плотники. На многих деревянных частях сильная гниль и грибок, но сами стены еще чудом стоят и полностью уцелело основание колокольни, где расположен притвор.

Фотографии и описание подготовил: Илья Тимин (из зимней экспедиции Православные святыни Кондопожского района Карелии).

Часовня Кирика и Улиты в деревне Михеева Сельга на карте:

Деревня Михеева Сельга

В настоящее время полузаброшенная деревня Михеева Сельга не является официальным населенным пунктом, т.е. она проходит как заброшенный населенный пункт. Т.е. не удалось найти упоминания ее в Росреестре.

Деревня поддерживается силами немногочисленных местных жителей, точнее дачников - потомков жителей деревни, кто сумел сохранить здесь свои дома. На сегодня в деревне с десяток домов - часть которых в сильно аварийном состоянии, а к началу 20 века, здесь жило больше 100 человек и было 15 дворов.

Электричества здесь никогда не было. В настоящее время электрификация только автономная - генераторы, ветрогенераторы и солнечные панели.

Долго время дорога до деревни была труднопроходимой - легковые автомобили могли проезжать только в сухое лето и основной транспорт был - полноприводной. Но недавно в двух километрах от деревни начата разработка большого карьера, а также ведется активная рубка леса - за счет этого - дорогу улучшили, и даже чистят в зимнее время. Основной проезд со стороны поселка Новый поселок. Возможно, за счет того, что теперь есть надежная дорога - жителям будет прощее восстаналивать дома и поддерживать деревню в жилом виде.

В старые времена - основное сообщение с деревней осуществлялось по дороге из Викшеозера и Кяппесельги, а также по воде через деревню Ямка в Лижемской губе Онежского озера.

На сегодня трудно понять, как и почему образовалась эта деревня. Местность в стороне от рек и привычных для Карелии озер. До Онежского озера от деревенских полей по прямой больше 1 километра, а на пути достаточно сложное болото. Болото не широкое и по нему была сделана гать, которую можно разглядеть на спутниковых снимках, но это все равно не дает ответ - почему деревня появилась в этом месте.

К гати, скорее всего, вели две дороги - с одного края деревни и с другого. На приложенном рисунке черными стрелками обозначена гать на болоте и участок, где могла быть гать по влажному лесу. А белыми стрелками обозначены места предполагаемых дорог к берегу Онежского озера от деревни к гати через болото.

Конечно, с холма, на котором расположилась деревня - красивые виды. И не исключено, что по этим высоким холмам вела основная дорога в Пегрему, к берегу рядом с островом Колгостров - и Михеева Сельга могла была как место пересечения дорог у основания Лижемского полуострова - место для отдыха на пути. Возможно она начиналась, как один хутор и постепенно разрослась... Впрочем - что Пегрема, что Колгостров, что другие деревни на Лижемском полуострове - в первой половине 20 века - все пришло в упадок и запустение. А раньше здесь процветало животноводство и было развито сельское хозяйство - к концу 19 века здесь было - 15 лошадей, 50 коров и другие домашние животные...

Также прослеживается дорога от деревни Ямка (два фото дороги и деревни см. ниже) к Михеевой Сельге. Расстояние было от 3 до 5 километров - точный путь сложно рассчитать, так как даже сегодня есть разные варианты для движения, оставленные лесной промышленностью и современным карьерными разработками. Возможно это было одно из основных сообщений с Онежским озером, но история пока не раскрыта. Сама деревня Ямка также является загадкой - расположилась на маленьком мысе, выдающимся в пролив между островами Онежского озера. Пригодная для жизни и строительства домов полоска леса - очень небольшая. А вокруг крутые заросшие лесом горки и даже скалы.

Фотографии и описание подготовил: Илья Тимин (из зимней экспедиции Православные святыни Кондопожского района Карелии).

Исторические данные про деревню Михеева Сельга

Михеева-Сельга - деревня Викшезерского общества Кондопожской волости Петрозаводского уезда. Стан 2-й. При колодцах (данные за 1873 года) / при Онежском озере (данные за 1905). Формально - основной источник воды в деревне - колодцы, но напрямик до Онежского озера менее двух километров.

Михеева-Сельга  расположена на Повенецком тракте к северу от Петрозаводска. Доступ в деревню возможен по озерной системе Онежского озера. Расстояние до уездного города- 103 версты (до Петрозавордска), до становой квартиры и волостного правления - 49 вёрст (город Кондопога). Стан 2-й.

До ближайшего населенного пунка 4 версты. До почты 42 версты, до крупной пристани 43 версты. К началу XX века в деревне имелась школа. Gj «Списку населённых мест» 1873 года было 86 жителей: 41 мужчина и 45 женщин, 8 дворов. В деревне числсится православная часовня.

В «Списке населённых мест» 1905 года указано, что в Михеевой Сельге жило 122 человека: 18 семей (17 крестьянских и одна не крестьянская) и 15 дворов. Имелся скот: 15 лошадей, 50 коров и 20 голов прочего скота. Между 1873 и 1905 годами деревня выросла - на 7 дворов, 19 мужчин на 17 женщин.

Кирик и Улита (Иулита)

Святые мученики Кирир и Иулита - день памяти 15 / 28 июля

Святая Иулитта жила на рубеже III–IV веков. Она происходила из благородной иконийской семьи. Приняв святое крещение, она обрела истинное благородство, которое дарует Святой Дух. Святая Иулитта овдовела и отказалась от второго брака, чтобы жить в благочестии и богоугодных делах вместе с трехлетним сыном Кириком (Киром).

В начале IV века император Диоклетиан издал указ, предписывавший преследовать всех христиан, и правитель Ликаонии Дометиан начал ревностно исполнять волю императора (304). Святая Иулитта укрылась от гонений в Селевкии, предпочтя отказаться от всех своих богатств и нести тяготы изгнания, нежели отречься от Христа. Но в этом городе царило еще большее смятение. Посланец императора Александр наводил ужас на население, подвергая пыткам и беспощадно предавая смерти всех, кто не подчинялся указу. Спасаясь от его гнева, святая отправилась в киликийский город Тарс вместе с сыном и двумя служанками.
Однако святая Иулитта вновь столкнулась с этим мучителем. Он опередил ее и здесь продолжал расправу над христианами. Когда Александру донесли, что в городе находится знатная беженка, он приказал задержать ее и привести к себе на суд вместе с ребенком. Служанки сумели ускользнуть и издали следили за происходящим. Когда Иулитту спросили о ее имени и звании, она ответила просто: «Я христианка». Разгневанный правитель велел подвергнуть ее пыткам.

Палачи связали святую Иулитту и стали бичевать бычьими жилами. Плачущего младенца в это время, оторвав от матери, принесли Александру. Он взял его на руки, посадил на колени, погладил по голове и попытался поцеловать, говоря приятным голосом: «Оставь эту ведьму и иди ко мне, твоему отцу. Я тебя сделаю своим сыном и наследником всех моих богатств, и у тебя будет сладкая, беззаботная жизнь». С виду слабый ребенок в действительности обнаружил мудрость старца. Кирик посмотрел на мать, претерпевавшую мучения, и дал отпор тирану, царапая его и ударяя кулачками. Он вскричал: «Я тоже христианин!» – и ударил правителя ногой в бок так, что тот застонал от боли. Тогда притворная доброта обернулась яростью. Александр схватил ребенка за ногу и со всей силы ударил о ступени каменной лестницы, которая вела к его трону, разбив Кирику голову. Святой младенец тотчас предал Богу душу, освящая землю своей кровью и унося на небеса венец мужественных подвижников благочестия.

Тогда Иулитта исполнилась божественной радости и возблагодарила Господа за то, что Он таким образом отверз ее сыну врата вечной славы. Вновь приведенная к разъяренному правителю, она заявила, что никакие мучения не смогут победить ее любовь к Богу и что, напротив, страдания позволят ей поскорее присоединиться к дорогому сыну. Тогда Александр приказал вздернуть святую Иулитту на дыбу и терзать ее тело железными крючьями, а затем лить кипящую смолу. Несмотря на боль, мученица продолжала исповедовать веру в Святую Троицу и добавила: «Я спешу присоединиться к сыну, чтобы вместе с ним наслаждаться блаженством Царства Небесного!»

Видя, что его усилия бесполезны, Александр приказал обезглавить святую Иулитту. Когда ее привели на место казни за городскими стенами, она попросила у палачей минутную отсрочку, чтобы помолиться. Пав на колени, святая Иулитта возблагодарила Бога за то, что Он удостоил ее войти в брачный чертог вместе с разумными девами. Едва она произнесла «Аминь», как палач взмахнул мечом и отрубил ей голову. Тела святых Кирика и Иулитты были брошены в яму вместе с телами преступников. На следующую ночь две служанки пришли забрать святые мощи, которые затем погребли в пещере неподалеку от города.

В царствование Константина, когда воссиял свет благочестия, одна из этих женщин еще была жива. Она рассказала о гробнице святых, и туда устремилось множество христиан, чтобы взять частицы святых мощей, от которых произошло множество исцелений.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря.