Туризм и отдых в Карелии!

Верховье. Церковь Иоанна Предтечи.

Верховье. Церковь Иоанна Предтечи.

Координаты: 60.997396, 33.026211

Зимой 2016 года была начата полная реконструкция часовни, которая позже стала полноценной церковью. Фактически это время было началом строительства современного храма, на месте старой кладбищенской часовни в деревне Верховье, которая по своей сути является районном города Олонца.

В 2017 году строительство было закончено и начались службы.

Страничка Вконтакте православного прихода в Верховье: https://vk.com/club113492125

Фото: И.Тимин, 2019-2020.

Верховье. Церковь Иоанна Предтечи на карте:

Иоанн Предтеча

Дни памяти Иоанна Предтечи (Крестителя):

  • 20 января – Собор
  • 9 марта  (переходящая) – Первое и второе обре́тения главы
  • 7 июня – Третье обре́тение главы
  • 7 июля – Рождество
  • 11 сентября – Усекновение главы
  • 6 октября – Зачатие
  • 25 октября – Перенесение честной десницы с Мальты в Гатчину

Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шкуры, и, подпоясавшись кожаным поясом, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божиего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии. Как вы догадались, речь пойдет об Иоанне Крестителе.

В земной жизни Иоанна есть много общего с земной жизнью Иисуса Христа. Начнем с того, что они были дальними родственниками. Мать Иоанна – праведная Елисавета – приходилась сестрой святой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Как и Иисусу, Господь Бог отвел Иоанну 30 с небольшим лет земной жизни. Как и Христос, Иоанн призывал людей покаяться в своих грехах, «ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).
…Иоанн был истинным подарком Господа своим родителям – священнику Захарии и его жене Елисавете Праведной. Ведь он родился тогда, когда им казалось, что они до конца дней своих останутся бездетными.

Однажды, когда священник Захария служил в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил и сообщил, что его престарелая жена скоро родит ему сына. И сын его «будет велик пред Господом… И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 15–17). Захария слова Архангела услышал, но не поверил ему, и за свое неверие был наказан немотой…

…Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению.

И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).


И, наконец, третий – чуть ли не самый главный – элемент миссии Иоанна: он должен был возвестить о скором явлении Мессии: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16).
Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8).

Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. <…> Он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 11–14).

Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но, когда Священное Писание переводилось на славянский, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.

Смысл великого Таинства Крещения в том, что человек при погружении в воду умирает для жизни греховной и возрождается от Духа Святого для жизни вечной. Через Таинство Крещения человек делает первый шаг в жизнь со Христом, становясь членом Церкви.
Вот как Евангелие описывает Крещение Спасителя: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

К сожалению, это была первая и, возможно, единственная встреча Иисуса с Иоанном в их земной жизни. Иоанн выполнил свою миссию, и вскоре Господь призвал его к себе. Его кончина и события, предшествовавшие ей, подробно представлены и в литературе, и в живописи.