+79217273595, etskarelia@ya.ru
...с 1997 года помогаем отдыхать в Карелии!

Ефимова Сельга. Часовня Михаила Архангела. 1875. Урочище.

Часовня Михаила Архангела в урочище Ефимова Сельга. Год постройки - 1875.

Это была красивая часовня в культовой роще с кладбищем на высоком холме на краю деревни. Дата постройки примерно 1875 год. Вокруг кладбища была выложена каменная ограда. Тропинка к часовне ведет с юго-восточной стороны - от деревенского поля. Часовня состояла из двух помещений - небольшой притвор и молельная часть. Все помещения были под единой крышей.

На 2017 год часовня сильно разрушена и частично утратила свое былое величие. По наблюдаемому состоянию, можно определить, что над притвором возвышалась небольшая колокольня в виде луковичной восьмиугольной главки с шатровым куполом и восьмиконечным крестом. Вход на колокольню был из притвора.

По старым фотографиям можно разглядеть, что над молельной частью на крыше возвышалась небольшая декоративная главка в форме луковицы с восьмиконечным крестом. Часть разрушенных и упавших элементов сложены волонтерами рядом с часовней на земле. Но так как деревянные остатки не накрыты и не защищены от атмосферных осадков - они продолжают разрушаться.

В лучшие годы часовня была покрыта тесом, за счет чего и сегодня многие бревна в хорошем состоянии. Остатки теса видны на южной стене. Также на сегодня сохранились часть рам с окнами и старинными стеклами - которые удивляют отсутствием привычной ровной геометрии - дефекты стекольного литья хорошо видны. Та часть сруба, которая осталась без крыши - быстро разлагается. Требуется срочная реставрация или консервирование объекта.

Деревня Ефимова Сельга. Урочище.

В настоящее время деревни не существует. Есть только урочище - на полях которого, Ведлозерский Совхоз (еще действующий на 2017 год) заготавливает сено. Деревня Ефимова-Сельга относилась к Савиновскому обществу — сельское общество, входившее в состав Ведлозерской волости Олонецкого уезда Олонецкой губернии. В настоящее время территория находится в составе Пряжинского района Карелии. Около 20 километров от Ведлозера. И в 4 километрах от Савиново. Ефимова-Сельга   на 1905 год здесь жило 9 семей, всего 45 человек. В середине 20 века на краю деревни был совхозный скотный двор, с большим коровником. Но как и многие мелкие деревни - уже ко второй половине 20 века жители покинули деревни. Часть домов была вывезена, часть сожжена, а что-то разрушилось от времени. На сегодня прослеживаются только одиночные намеки на бывшие основания домов. Не фундамента, а именно основания, так как по карельской традиции - вместо фундаментов использовались просто каменные основания.


 

  • Современные фотографии и текст: Илья Тимин, 2017.
     
  • Старые фотографии прислала Ирина Петухова, которые она обнаружила на сайте финского фотоархива середины 20 века. Часовня в Ефимовой Сельге снята 5 сентября 1941

Часовня Михаила Архангела в урочище Ефимова Сельга на карте:

Архангел Михаил

Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.

Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5:13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.