+79212213861, +79217273595, etskarelia@ya.ru
...организуем отдых с 1997 года!

Лахта. Часовня иконы Божией Матери «Троеручица» при кладбище.

Часовня иконы Божией Матери «Троеручица» при кладбище в деревне Лахта

Часовня иконы Божией Матери «Троеручица» (XIX век) при кладбище в деревне Лахта.

Часовня срублена в ХIХ веке в качестве прикладбищенской часовни. Основное помещение по центру крыши увенчано главкой в виде стилизованной луковки усеченной формы с крестом. Часовня очень аккуратная и миниатюрная. За ее маленький размер она особенно нравится детям. Часовня всегда открыта для прихожан и видна с основной дороги в сторону деревни Кудама.

Убранство часовни простое - но красиво и ощущается постоянный присмотр со стороны жителей деревни Лахта. Считается, что это памятник архитектуры — часовня иконы Божией Матери «Троеручица» (XIX век) - но охранной таблички на самом объекте мы не нашли.

 

Фотографии: Илья Тимин, январь-март 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".


Часовня иконы Божией Матери «Троеручица» при кладбище в деревне Лахта на карте:

 

 

Деревня Лахта

Деревня Лахта расположена в Пряжинском районе Республики Карелия, на северном берегу озера Сямозеро. Деревня старинная - по разным данным первые сведения о ней тянутся с 15 века.

Деревня Лахта состоит из трех "районов" - это малые деревни, что были объеденины в одну: Трофимнаволок, Корбинаволок и сама Лахта. Также считается, что было небольшое поселение на острове Эйлосвари (в народе "Остров Жилой") - сейчас там только старая часовня св. Пантелеймона (начало XX века). Точнее часовня-пенал, которая была построена для сохранения старинного поклонного креста.

На кладбище в деревне Лахта стоит часовня иконы Божией Матери «Троеручица» (XIX век).

Но почти никому неизвестно, что деревня Лахта была крупным православным центром в северном Сямозерье. Кроме часовен, здесь была церковь. И даже не одна.

Икона Божией Матери “Троеручица” и её значение

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.
Троеручица, деревенская икона XIX века

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа – хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой – вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

comments powered by HyperComments