+79212213861, +79217273595, etskarelia@ya.ru
...организуем отдых с 1997 года!

Руга (Ругалахта). Часовня Илии Пророка, 1700-1750 гг.

Часовня Илии Пророка в деревне Руга

Часовня Илии Пророка (1700-1750 гг.) находится в карельской деревне Руга, на севером берегу озера Сямозеро, примерно в 100 километрах от Петрозаводска.

Сегодня часовня надежно скрыта от глаз густой еловой рощей, где расположено древнее кладбище. Но часовню не видно не только из-за вековых елей - а также из-за того, что она почти разрушена. К январю 2017 - только одна плоскость крыши прикрывает часть помещений часовни.

Само здание часовни полностью деревянное, точная дата застройки неизвестна. По оценкам специалистов, здание было возведено в период между 1700 и 1750 годами. С момента своего основания строение неоднократно перестраивалось и реконструировалось. Сейчас это небольшой прямоугольный сруб, в котором под почти полностью разрушенной крышей находится молельное помещение и притвор-сени. Когда-то здание часовни венчала звонница, но до настоящего времени сохранилось только ее основание. Декоративное убранство часовни представлено причелинами с контурной резьбой.

В настоящее время часовня почти разрушена и требует срочного ремонта. Конечно, она уже потеряла свою архитектурную ценность как культурный объект. Но как исторический православный объект Сямозерья - часовня, конечно важна. Но время уже на последней прямой обратного отсчета - скоро и следа от часовни может не остаться.

Часовня входит в Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Пряжинского муниципального района (по состоянию на 01.01.2017 г.).

"Часовня Ильи Пророка 1-я пол.XVIII в. д.Руга
Приказ №38, от 18.02.2000, Министерство культуры РК"

http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/spiski-ob-ektov-kul-turnogo-nasledija-po-rajonam-i-poselenijam-respubliki-karelija/prjazhinskij-r-n

Но как долго о ней будет память кроме как на белой бумаге?

Из всех объектов Пряжинского района, которые мы посетили с января по апрель 2017 года -  именно эта часовня требует срочного спасения!

Фотографии: Илья Тимин, март 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".

 

Часовня Илии Пророка в деревне Руга на карте:

Руга (Ругалахта)

Руга - самая северная деревня берегов озера Сямозеро. Офицальной информации об этой деревне мало. Было время - считалось, что деревня полностью вымерла. Но это не так. Хоть постоянных жителей здесь и нет - дачники есть. Именно в этой старинной деревеньке проходили съемки известного фильма «Холодное лето 53-го».

Само поселение находится поодаль от федеральных трасс и крупных населенных пунктов. Деревня расположена всего в нескольких шагах от берега озера. На территории старинного деревенского кладбища, в густом ельнике и находится часовня. Последние года дорога до деревни в летнее сухое время считается проезжей. Но проще сюда попасть по воде - из Кудамы, Лахты, Инжунаволока или Сяргилахты. Или в зимнее время на снегоходе по льду.

Илья Пророк

2 августа Церковь празднует память святого пророка Илии - одного из самых почитаемых святых Ветхого Завета.

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо»  (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его»  (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки – о том, чтобы выйти замуж.

comments powered by HyperComments