+79217273595, etskarelia@ya.ru
...с 1997 года помогаем отдыхать в Карелии!

Вешкелица. Часовня Георгия Победоносца (Суоярвский район).

Часовня Георгия Победоносца,  Вешкелица.

Хоть это уже и не Пряжинский район, в котором была наша экспедиция - но самая граница Пряжинского и Суоярвского районов. Не посетить этот памятник православной деревянной архитектуры мы не могли.

Эта часовня в 1980-х годах привезена из деревни Кангозеро. Памятник архитектуры ХVII века. Часовня была установлена на вершине холма, а некоторые местные старожилы рассказывают, что ранее где-то здесь стояла другая часовня, но точных данных или любого документа нам пока найти не удалось.

Храм представляет собой деревянную постройку, прямоугольную в плане, под двускатной крышей. Состоит из храмового помещения, освещенного окнами, притвора и галереи. Над галереей устроена колокольня в виде четверика под четырехгранным колпаком с широкими полицами. Над храмовым помещением и колокольней установлены кресты.

Стены основного помещения, сеней и галереи срублены из круглых бревен, а колокольни — из окантованных бревен. Скромный декор представлен резными причелинами и столбами галереи, оформлением оконных проемов колокольни.

Год постройки:между приблизительно 1550 и приблизительно 1650.

Адрес: Россия, Республика Карелия, Суоярвский район, д. Вешкелица.

Фотографии: Илья Тимин, 21 января 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".

 

Часовня Георгия Победоносца в деревне Вешкелица на карте:

 

Вешкелица

Ве́шкелица (карел. Veškelüs[2]) — старинное карельское село, административный центр Вешкельского сельского поселения Суоярвского района Республики Карелия.

Расположено в 100 км от столицы республики города Петрозаводска на берегах семи небольших озёр — Кирикиярви, Маткаярви, Ковераярви и других. Рельеф местности сильно пересечённый, с крутыми береговыми склонами и холмами со значительным перепадом высот.

Через село проходит автодорога Петрозаводск — Суоярви.

Село является групповой системой населённых мест, состоявшей в прошлом из малодворных крестьянских поселений, располагавшихся на холмах нынешней Вешкелицы — Кириккемяги, Паппила, Падагья, Маккойла, Ватчейла, Никкойла, Педри, Хошкойла.

В селе функционирует средняя школа, детский сад, детский дом для детей-сирот, медпункт, отделение связи, магазины, дом Культуры, библиотека и музей истории села.

В 1989 году из деревни Кангозеро в Вешкелицу была перевезена и установлена деревянная часовня в честь Георгия Победоносца — региональный памятник архитектуры XVI—XII вв. Также в селе находится региональный памятник истории — Братская могила советских воинов, погибших в годы Советско-финской войны (1941—1944).

Старинное село Вешкелица, стоит в Суоярвском районе Карелии, на холмах у семи озер. Ледник прошел — озера остались: Кирикиярви, Маткаярви, Ковераярви — перечислить все семь без запинки смогут разве что местные жители, общим скромным числом 600.

При всей патриархальности Вешкелица — село продвинутое. Слово о карельской деревне несут в мир десяток местных сайтов — свой ресурс есть у администрации, у школы, у местного детского дома и даже у фольклорного объединения «Креница».
Карелов и финнов в районе осталось мало. В годы финской кампании (1939-1940) почти все они ушли в соседнюю Финляндию: советская власть не возражала. Вешкелица осталась одним из немногих карельских сел в этих местах. Больше половины населения — коренные жители (по подсчетам администрации — 65%).

Великомученик Георгий Победоносец

Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.