Туризм и отдых в Карелии!

Тарасйоки, река

Река Тарасйоки (Торос-йоки, Торас-йоки) — самый длинный приток Шуи, впадает в неё в верхней части течения (Верхняя Шуя). Расположена в Суоярвском районе Карелии. Длина реки составляет 72 километра. Исток реки - озеро Чудоярви.

Краткое описание препятствий.

В оз. Чудоярви держаться надо левого берега. Недалеко от входа в оз. есть место для стоянки, но не очень хорошее. Сразу на входе в реку есть хорошая стоянка с избой и баней. Дальше на р. Тарасйоки берега заболочены. В воде очень много топляков. Практически на всем протяжении маршрута в воде очень много топляков. Около поселков Тойвола и Настенярви их концентрация просто запредельная. Во многих топляках были обнаружены вбитые в верхушку гвози. Попадаются несложные перекаты. На реке стоянок нет около 10 км. На небольшом озере по левому берегу изба (обозначена на карте). Около нее есть удобная площадка для стоянки. Но берег у избы сильно заболочен. Надо проплыть метров 50 дальше и выйти на пляжик. От него есть тропинка к избе. Есть стоянки дальше по левому берегу, но ее с воды не видно - она на пригорке. Ориентир - конец пляжа.

Выход из озера по левому берегу. Метров через 300 есть удобная стоянка и еще несколько дальше по ходу. Для выхода из оз. Ала держаться правого берега. Стоянок на оз. нет. На выходе - порог (длина около 500м). Осмотр по левому берегу. Через примерно 2 км маленькое озеро. Выход по правому берегу. На выходе - порог (длина около 500м). Порог заканчивается мостом (на карте не обозначен). Держаться правого пролета. После моста есть место около дороги для привала. Через примерно 1 км справа на берегу большая оборудованая база отдыха. В следующим озере (Лукунъярви) держаться правого берега. После озера, на реке три переката. В оз. Муртсхаккименъярви береговая линия сильно изрезана. Держаться правого берега. Есть стоянка по левому берегу у избы, но лучше проплыть дальше. Выход из озера виден по большим валунам с двух сторон (в высокую воду может и не очень виден). Дальше река делает петлю, длиной около 2 км. Стоянок не видно. Есть 2 переката. С правой стороны будет протока шириной метра 3 и длиной метров 300. Она ведет в соседнее оз. Вирунлампи. Там по правому берегу после входа есть шикарная стоянка с баней, можно совершить радиалку на г. Вирунваара.

После соединительной протоки держаться правого берега. На реке есть три несложных переката. После крутого поворота реки на запад (ориентир - обрывистый берег) держаться левого берега. В большом озере сразу после входа справа есть хорошее место для стоянки с баней. Для выхода из озера идти по правому берегу и держаться правее торчащего из воды скопления валунов. В следующем озере - Ала-Тарасъярви есть стоянка в самом начале. Выход по левому берегу после маленького острова. Дальше на реке подряд три переката. Сразу после последнего справа на мысе стоянка около дороги. В оз. Катаярви стоянок нет. Можно сходить в поселеок Тойвола - там есть магазин. Место для стоянки есть на выходе из озера прямо под дорогой. Шумно, грязно, но переночевать вполне себе можно.

Выход из озера под мостом. Там же начинается порог (длина около 700 м). Просмотр с моста и по правому берегу, но не до конца. Сразу после порога в запруде есть место по левому берегу, где можно сделать стоянку (если под мостом занято или очень не понравится). Место не очень - сыро и тесно. Дальше на реке много перекатов. Берега в основном заболочены. После пересечения ЛЭП справа есть стоянка. Под ж/д мостом несложный порог. Через прмерно 1-1.5 км. после моста порог. Осмотр по левому берегу. Дальше по берегам много рыбацких стоянок. Перед поселком концентрация топляков запредельная. Выход в поселок перед лесопилкой. После поселка держать следует не правого берега, как следует из карты, а водозаградительного рейда. Там вообще действительность карте не соответствует. На месте обозначеной протоки - насыпь, а на месте мыса - лесосплавной рейд. Но в любом случае, крюк не большой. Сразу на выходе в оз. Женское есть удобная стоянка на мысе справа. Можно выплыть в озеро. Там по левому берегу есть еще несколько мест для стоянки.

В озере держаться правого берега. сход около старого пирса. Плыть минут 10. Станция в ста метрах. Поезд на петрозаводск (да и на Питер тоже) прибывает ночью. Стоит минуту. Есть удобное место под палатки и для посиделок между пирсом на станции, на развалинах старой лесопильни.

Маршрут несложный и очень красивый. Рекоммендуется для новичковых или отдыхающих групп. Много мест для стоянок и дневок. Хорошая рыбалка и много черничников. Препятствия есть, но все несложные. Имея минимальный опыт можно все проходить без осмотра. Опасностей две. Куча непроплываемых препятствий по низкой воде и еще большая куча топляков. В любом случае запас клея и ремматериалов необходим.

В статье использованы фото и информация из открытых источников.