+79212213861, +79217273595, etskarelia@ya.ru
...организуем отдых с 1997 года!

Медвежьегорск. Карелия.

  • Вокзал. фото 1943 года
  • Старый герб города.
  • Новый герб города.

Город Медвежьегорск – небольшой городок в центральной Карелии. Расположение города  (от Петрозаводска 152 км) очень удобное, чем и было вызвано начало строительства  поселка в этих местах во время войны 1914 года. Еще в царские времена появилась необходимость соединения, незамерзающего Баренцова моря железной дорогой с Петроградом.

И вот на берегу Онежского озера на оконечности Большой губы Повенецкого залива в устье рек Кумсы и Вичка началось очень быстрое строительство  железнодорожной станции, а при ней и поселка. (В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции).

История города, хоть и не многолетняя (по сравнению со многими населенными пунктами Карелии), но очень насыщенная. Удобное местоположение и  в мирное время, и во время различных военных конфликтов, делали это место центром многих интересных, с точки зрения истории, моментов.

В 1916 году по проекту архитектора Р. М. Габе построено оригинальное деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор. Архитектурное решение вокзала в стиле МОДЕРН. В ноябре 1916 года пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей. Некоторые из них работали на лесопильном и смолокуренном заводах, другие — в железнодорожных мастерских.

Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции независимости потребовала и Карелия, причём как от России, так и от Финляндии.

Так например, с конца февраля до начала апреля 1919 года шли непрерывные бои на участке Сегежа — Медвежья гора. В марте 1919 года на станции Медвежья гора торжественно открыли красноармейский клуб имени К. Либкнехта и Р. Люксембург, а в мае 1919 года Медвежью Гору  уже оккупировали англо-американские интервенты. 23 мая они выбили отряды большевиков из Медвежьей Горы.

В эти же дни из Кеми в Медвежью Гору по железной дороге были доставлены катера-истребители, из которых была сформирована белогвардейская Онежская флотилия. Понимая стратегически выгодное положение города, они создали здесь сильный флот, базу для более 20 гидросамолётов, сильную береговую батарею. 6 июня 1919 года сюда прибыло «Передовое крыло»  британской морской авиации в составе четырёх новейших по тем временам бомбардировщиков «Fairey IIIC».

В 1920 году на территориях, населённых карелами Олонецкой и Архангельской губерний, была образована Карельская трудовая коммуна. В неё вошли город Петрозаводск и карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов, в которую входил и Медвежья гора.

В 1930 году советское правительство принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтиского ИТЛ (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней.

За 1930-е годы в Медвежьегорском районе были за­крыты 11 церквей.

А канал был открыт 2 августа 1933 года. А 17 августа вышло постановление Совета народных комиссаров СССР  «О Беломорско-Балтийском комбинате». Главная цель комбината была сформулирована прямо: «освоение Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина и прилегающих к нему районов». Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР осталось в посёлке при станции Медвежья Гора.

В Медвежьегорске действовали заводы по выделке кожи и пошиву обуви, производства Комбината обрабатывали древесину на двенадцати лесопильных рамах, выпускали столярку и мебель. В 1930-годы население посёлка значительно увеличилось. В 1938 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск.

В Великую Отечественную войну Медвежьегорск был занят 5 декабря 1941 года частями Карельской армии Финляндии.

И только 11 декабря, после отступления всех частей Красной армии, советские подрывники  смогли взорвать последний шлюз канала. Вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через поселок Повенец, который был практически уничтожен потоком. Линия фронта остановилась на Беломорско-Балтийском канале, фарватер которого стал своего рода нейтральной полосой.

В 1942 году командующим финской армией Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельском перешейке.

К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозером и Повенецким заливом Онежского озера.

На всех господствующих скалистых высотах с севера, северо-востока и северо-запада от города были построены 11 опорных пунктов с многочисленными огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. На 1 км фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и несколько дзотов.

Бои за Медвежьегорск были длительными и ожесточенными. Перед советскими войсками была поставлена цель, чтобы любыми средствами и потерями, взять сильно укрепленный город. Город удалось взять к вечеру 23 июня 1944 года.

В августе 1944 года, после освобождения Медвежьегорска, в городе вновь было создано Управление Беломорстроя НКВД. Основной задачей было восстановление Беломорско-Балтийского канала, взорванного перед отступлением советских войск в 1941 году и окончательно разрушенного во время войны, так как линия фронта проходила по трассе канала. Задача грандиозная. Общая стоимость работ около 100 млн рублей, объем земляных работ — 1706 тыс. куб. м, бетонных — 41 тыс. куб. м. 12 декабря 1944 года Государственный комитет обороны постановил ввести канал в эксплуатацию летом 1946 года.

Первоначально основной рабочей силой стали трудмобилизованные румыны из Черновицкой области. 19 и 22 августа, в Медвежьегорск,  прибыли два этапа численностью 3600 человек. В октябре — третий этап (261 человек), а потом и другие, мелкими группами: греки, болгары, кабардино-балкарцы. В мае 1945 года началось строительство канала. В декабре 1945 года из петрозаводского спецлагеря прибыли 445 бывших советских военнопленных (из Финляндии), прошедших государственную проверку.

16 июня 1946 года канал был закончен, прошел первый пароход.

В октябре 1946 года в Медвежьегорске был организован Медвежьегорский инвалидный исправительно-трудовой лагерь МВД СССР (Медвежьегорлаг), находившийся в подчинение ГУЛАГа.

Такова история города Медвежьегорск. Сейчас город живет своей неспешной провинциальной жизнью.

Город окружён живописными скалами и песчано-гравийными холмами, покрытыми хвойными лесами.

Информация о городе и фото  из открытых источников.