Туризм и отдых в Карелии!

Чёлмужи, деревня. Карелия.

Деревня Чёлмужи Медвежьегорского района стоит на берегу  Повенецкого залива Онеги. Из археологических раскопок 20 века известно, что люди в этих местах жили уже в очень древние времена. А в  письменных источниках упоминание этих мест  относится к векам XI-XII.

(Происхождение названия деревни Чёлмужи - саамское, поскольку стоит или находится вблизи, на мысу Чолма чуппу, что переводится с саамского, как угол.)

Напротив посёлка, на юго-восточном побережье Повенецкого залива Онежского озера, находится Чёлмужская коса — государственный региональный геологический памятник природы.

В этом живописном краю, с богатыми природными дарами лесов и озер, начали селиться новгородцы. Торговый путь из Великого Новгорода пролагался через Онежское озеро на северо-восток. По всему пути и создавались поселения, погосты – административные центры.

Новгородские мастера-плотники славились своим умением. Нa новых землях крестьяне из отличной кондовой, выросшей в сухих борах сосны рубили избы, амбары, бани. Одновременно почти в каждом селе возводили часовни, а в крупных административных центрах-погостах - и церкви. Удивительно, что до наших дней в деревне Чёлмужи сохранился памятник деревянного храмого зодчества. По разным данным, годы постройки ее относят от конца XVI века до начала XVII века. Богоявленская церковь в селе Чёлмужи более трех с половиной столетий возвышается  на песчаном, открытом всем ветрам берегу Повенецкого залива, и просматривается издалека с водных просторов озера. И вход в церковь от воды. Видимо сюда раньше скорее приплывали.

История сохранила сведения, что Церковь Богоявления связана с монахиней Марфой (княгиней Романовой - матерью будущего царя Михаила), сосланной в Заонежье Борисом Годуновым. В изгнании ей помогал священник  Ермолай Герасимов, за что в последствии был щедро одарен: подарена вотчина в Челмужах вместе с крестьянами, освобожден сам и его потомки от всяких податей и повинностей. И пожаловано боярское звание. Предположительно, что церковь Богоявления была построена  или перестроена на пожертвования бывшей инокини Марфы. (Потомки  Ермолая Герасимова живут в деревне по сей день).

В подтверждение того, что Чёлмужи уже X-XII веках, видимо, «процветали», а может, шла борьба за эти места, говорят и находки археологов. На территории села были найдены украшения из бронзы и серебра, а также  западноевропейские монеты.

Вблизи  деревни Чёлмужи расположены сопки, которым  приписывают искусственное возникновение. Об этом пишут  Олонецкие губернские ведомости. 1890. №48.

(К сожалению, более подробно о тайнах этих сопок информации не нашлось, безусловно, хотелось бы знать, проводились ли официальные раскопки.)

В XVII веке Чёлмужи  уже село большое.  Зимой, когда на озере становился лед, мужики отправлялись на заработки в Архангельск, и даже Москву.  Поскольку на болотистых каменистых землях  было трудно выращивать урожаи, которые помогали бы прокормиться. Но Онежское озеро свои рыбные «урожаи» отдавало в достатке. И до сих пор эти места славятся хорошей рыбалкой.

PS Надеемся, что в ближайшее время увидим новые фотографии нашей экспедиции о весенне-зимней рыбалке на Онего вблизи  деревни Чёлмужи.

Фото: Тимин И. 2017-2023.