Туризм и отдых в Карелии!

Шуерецкое, село. Карелия.

  • Работа Дарьи Антипиной села Шуерецкое.
  • Фото Прокудина-Горского. 1916 год.
  • Фото из архива.
  • Ягодные грабелки. 19 век. село Шуерецкое.

Село Шуерецкое, Беломорский район. 

В первую очередь хочется пояснить, что село Шуерецкое находится на реке Шуя. Но бывают двойные названия, и так получилось, что в Карелии  ве реки Шуя. Одна Шу́я —на юге Карелии. Протекает по территории Суоярвского, Пряжинского и Прионежского районов Карелии. Вытекает из озера Суоярви, впадает в Логмозеро (Онежское озеро). Вторая  Шуя -  река на севере Карелии, вытекает из Шуезера и впадает в Шуерецкую губу Белого моря.

Вот именно на «Беломорской»  порожистой Шуе и стоит старинное поморское  село Шуерецкое..Упоминается в исторических документах уже в 15 веке. Историк В. О. Ключевский пишет, что Шуерецкая волость – одна из давних в Поморье. Она появилась еще до основания Соловецкого монастыря. Среди актов есть один 1499–1500 гг., из которого следует, что в нижнем течении реки Шуи к 1500 году существовало посе­ление. Это «Купчая на двор «на низу» Шуи реки, купленный Матвеевым сыном и Степаном Яковлевым сыном у Матвея Потапьева сына»…, которая дает основание считать год 1499 годом основания села Шуерецкое. И это не единственный исторический документ, которые читать очень интересно, поскольку они нам дают представление о простой бытовой жизни селян.

В начале 17 века  Шуерецкая волость отписывается Соловецкому монастырю. В селе в то время было несколько солеварен.

В селе Шуерецкое  известны были  православные церкви с колокольней, представлявшими собой храмовый ансамбль – уникальный памятник, возведенный во имя наиболее чтимых в Поморье святых: Николая Чудотворца, покровителя водной стихии, защитника и помощника «на водах», Параскевы Пятницы (по грамоте Новгородского и Великолуцкого митрополита в 1666 году был построен храм в честь  этой святой великомученицы), заботившейся о сохранении и благополучии семьи и покрови­тельствовавшей рыбакам и купцам, а также Климента, папы Римского. Известен и год начала строительства колокольни -1697, которую строил Кузьма Ефстафьев из села Кузаранда. Академик архитектуры А.А.Суслов, много ездивший по русскому Северу, назвал их в высшей степени интересными деревянными церквями XVII столетия. Ансамбль был замечателен по многим причинам. Храмовый ансамбль, так украшавший село Шуерецкое, и производивший неизгладимое впечатление на исследователей и художников, видевших его, погиб от молнии в 1947 году. Сохранились лишь фотографии, краткие описания, рисунки А.А. Суслова.

Старинное село Шуерецкое - один из важных центров поморского мореходства и торговли Поморского берега в ХIХ - начале ХХ вв.
Селу Шуерецкому более 500 лет. Оно было одним из самых крупных поморских сел. К концу XIX века здесь насчитывалось полторы тысячи жителей.

Рыбные и морские промыслы, соление и копчение рыбы, судо­строение и торговля являлись основными занятиями поморов. Суда строили прямо на льду реки у своих домов, и в постройке при­нимали участие почти все члены семьи. В Шуерецком жило много мастеров, в XIX веке они ходили работать в Архангельск,  на Северную  Двину,…

Многие отважные мореходы и полярные исследователи родом из Шуерецкого. Один из них – первопроходец Яков Яковлевич Чиракин, неоднократно бывавший на Новой Земле и Шпицбергене и совершивший в 1767 г. первое в истории плавание через Маточкин Шар из Баренцева моря в Карское. Он сделал общее описание пролива и составил его картосхему. В 1768 году Яков Чиракин участвовал в качестве кормщика в новоземельской экспедиции Ф. Розмыслова, провел его судно через Маточкин Шар и остался на зимовку в проливе, на мысе Дровяном (Карское море), где умер в ноябре 1768 года.

Яков Чиракин считается одним из талантливых исследователей-землепроходцев. Известно, что он был крестьянином Шуерецкой волости, имел свой дом, стоявший в центре села. Сначала на своих судах-карбасах малого размера, а затем на кочах и кочмарах Я. Чиракин провел девять зимовок на Новой Земле, общей продолжительностью свыше восьми лет. Вместе с ним зимовали два его сына, племянники, ближайшие родственники и соседи. Можно назвать еще многие имена, которые внесли свой вклад в развитие русского полярного мореплавания.

В 1859 году здесь насчитывалось 140 дворов, проживало 757 человек (332 м., 425 ж.). В 1866 году волость выделилась из состава Сорокской волости. В 1873 году наряду с другими волостями она входила в состав 3-го Кемского лесничества.

В 1874 году в Шуерецкой волости насчитывалось: 1 каменщик, 1 печник, 2 столяра, 3 сапожника, 3 санника и тележника, 2 вязальщика рыбацких сетей и неводов, 10 плотников. Работали 3 постава. Животных: 10 быков, 32 оленя, 37 телят, 40 лошадей, 170 коров, 370 овец.

В 1907 году в селе открылось сельское одноклассное министерское училище, которое располагалось в частном доме. Это было второе училище, поскольку первое начало свою работу в 1879 году, оно находилось в верхнем этаже общественного здания волостного правления.

После революции в селе Шуерецкое происходили те же перемены, как и по всей стране. История для людей, которые восприняли со всей горячностью идею равенства, для многих стала трагичной. И жители помнят этих людей.

В 1925 году в селе заработала ячейка Общества «Долой неграмотность». Силами ячейки ставились спектакли, выписывались карельские газеты. С 1930 года заведующим избой-читальней стал Яков Алексеевич Балагуров, доброжелательный, энергичный и очень образованный человек. Он родился в селе Шуерецкое 22 октября 1904 года и до 1931 жил и работал здесь, сделав очень многое для своих сельчан. На здании библиотеки находится памятная доска в честь ученого, заслуженного деятеля науки РСФСР и КАССР, доктора исторических наук Я. А. Балагурова.

Шуерецкое кооперативное рыбопромышленное товарищество занималось промышленным ловом трески.

Люди в колхозе самоотверженно трудились и в годы Великой Отечественной войны, шуерецкий рыбак Семен Михайлович Миронов 16 января 1943 г. направил открытое письмо в ГКО СССР о своем личном вкладе в Великой Отечественной войне. В 1942 г. он выловил в Баренцевом море 1500 пудов рыбы, что в 5 раз превышало его сезонный план. Он писал: «…Я имею семерых детей. Старший сын Александр бьет немцев в рядах Красной Армии. Второй сын Сергей, 16 лет, помогает мне на промысле. Остальные дети маленькие, трое из них учатся в школе. Работая честно в колхозе, я накопил 10 тыс. рублей. …По примеру колхозника Головатого я хочу помочь Родине в тяжелую годину всем, что имею. В Государственный банк на строительство танковой колонны «Карельский колхозник» я перевел все свои сбережения – 10 тыс. руб.»

Хранят поморские традиции шуеречане. Каждый год собираются они на поморскую госьбу. Так называю поморы встречи, где поют, веселятся, сказы сказывают, чай пьют. Вспоминают, как в самые грандиозные праздники провожали и встречали шуерецкие женки «промышленников-мурманщиков», как в день отъезда после «отвального обеда» у хозяина артели происходило «отвально», когда в доме, где зажигалась лампадка и стол накрывался белой скатертью, на который ставили хлеб и соль в солонке, приходили родственники и приносили отъезжающему гостинцы – пирог и калач своей выпечки.

После «отвально» наступали «простины», когда наглухо закрывались все окна, двери, вьюшки, ворота и все сидели в молчании: «Потом встают, молятся, старший в семье благословляет отъезжающего иконой, после чего прощается с родителями, женой, детьми, родственниками». Все плакали.

Видное место среди увеселений поморской молодежи занимали вечеринки, которые начинались с того времени, когда поморы приезжали с Мурманского промысла. «Вецерины», как их называли на местном наречии, делились на три вида: простую, «лекрутскую» и святочную. Простая устраивалась парнями «в складчину», «лекрутская» — рекрутом или целой компанией рекрутов, святочная – девушками. На вечеринках участвовала молодежь 16-17-летнего возраста: «Какой-нибудь парень снимает избу на вечер за 50-70 к. и нанимает «стукальщика», мальчика или девочку, которые с палкой в руках обходят все избы, где живут взрослые девушки, и, стуча палкой под окном, выкрикивают: «Приходите на вецерину».

На вечеринке распорядитель собирает «мостовых» со всех танцующих парней. Если после обхода с шапкой в руках денег для уплаты хозяйке все-таки не хватит; распорядитель прибавляет из своего кармана – если наоборот, собраны лишние деньги, — их сообща, чаще всего,  пропивают».

 Некоторая информация использовалась с сайта: http://pomorskibereg.ru/tag/selo-shuereckoe/Фото из свободных источников.