Туризм и отдых в Карелии!

Кефтеницы. Часовня Георгия Победоносца.

Часовня Георгия Победоносца в деревне Кефтеницы

Координаты: 62.596782, 34.777792

Часовня XVII века имеет статус памятника федерального значения. Первая основательная реставрация была в 80-х годах, вторая - в 2008-11 годах. Расположена при въезде в деревню на крутом повороте дороги в центр поселения. Рядом находится старое кладбище.

Точная дата постройки часовни, имена ее строителей и заказчика остались неизвестными. По архитектурно-конструктивным признакам, часовня была построена во второй половине XVII века. Состоит она из срубов молельни и притвора, к которым пристроено крытое крыльцо. Благодаря разному уровню коньков двухскатных крыш молельни, притвора и крыльца она имеет ступенчатый характер - каждое помещение под своей кровлей. За более чем трехсотлетнюю историю часовню неоднократно перестраивали, постоянно расширяя ее пространство.

Предположительно, сначала срубили ее одночастной, клетской, ряд архаичных элементов этого древнего памятника сохранился до нашего времени. А в конце XVII – начале XVIII веков к ней пристроили притвор каркасной конструкции на бревенчатом основании, по ширине равный молельне, но с более низким уровнем крыши. Позже, во второй половине XVIII века, его заменили на бревенчатый, а с запада к притвору пристроили крытое крыльцо. Так постепенно сформировался красивый трехступенчатый силуэт часовни, сохранившийся до настоящего времени.

В середине ХIХ века над крыльцом-галереей поставили восьмигранную шатровую звонницу, но разрушенную в 1939 году. В 1914 году крыльцо-галерею обшили тесом, преобразовав ее в сени. Иконостас часовни украшали иконы XVII и XVIII веков, которые в 1960-е годы вывезли в музеи – изобразительных искусств РК и в Государственный Русский Музей.

Проект последней реставрации часовни подготовили в 2008 году специалисты архитектурно-реставрационного проектного предприятия ЗАО «ЛАД» (автор – Н.Крылова). Конкурс на проведение первого этапа работ выиграл Институт Проектирования и Реставрации (г. Санкт-Петербург). На первом этапе была обновлена тесовая кровля над притвором и крыльцом часовни и полностью отреставрировано двухвсходное крыльцо, с максимальным сохранением его старинных элементов – резных столбов.

Финансировалась реставрация федеральным бюджетом в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 гг.)».

Часовня Георгия Победоносца в деревне Кефтеницы на карте:


Деревня Кефтеницы

Кефтеницы — деревня в составе Шуньгского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия. Деревня расположена на берегу залива Кефтеньгуба Онежского озера в исторической области Заонежье.

Это первая деревня с памятниками архитектуры на въезде в Заонежье по автодороге. Здесь, как и везде в этом крае, озера и заливы чередуются с грядами (сельгами), вытянутыми с северо-запада на юго-восток. Кефтеницы находятся на историко-культурной территории. Деревня упоминается в писцовой книге 1496 года.

Георгий Победоносец

Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.