Туризм и отдых в Карелии!

Липовицы. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких.

Липовицы. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких.

Координаты: 62.114060, 35.062638

Деревянный храм в честь Зосимы и Савватия Соловецких в деревне Липовицы Медвежьегорского района Республики Карелия был построен в самом начале XX века. Предположительно был освящен в 1911 году.

Под колокольней храма расположился притвор-сени, из которого был переход в просторный модельный зал, к которому пристроен пятиугольный алтарь. Снаружи храм был обшит тесом и имел множество простых декоративных украшений в виде резных причелин, наличников, подзоров.

В настоящее время храм частично руинирован, но волонтеры соорудили над ним временную кровлю, таким образом, постройка законсервирована на некоторое время. Внутри храма, в молельном зале лежит один из куполов, который провалился внутрь вместе с кровлей.

Прямой дороги к храму нет, но с основной трассы "Великая Губа - Кижи" есть съезд на урочище Липовицы, храм достаточно хорошо просматривается с этой лесной дороги.

Фото и подготовка текста: Илья и Мария Тимины.
 

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Липовицах на карте:

Липовицы

Когда была достаточно большая деревня на территории Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района. До революции 1917 года - деревня Кижской волости Петрозаводского уезда.

В настоящее время - урочище, где не осталось исторических домов кроме Храма Зосимы и Савватия Соловецких. В 2019 году на месте деревни разбит строительный городок дорожных рабочих, которые строят дорогу до берега напротив острова Кижи.

Из деревни Липовицы в музей Кижи были перенесены некоторые архитектуные памятники:

- Дом Сергеевой (разборан на реставрацию в 2013 году).
- Дом Никонова.
- Амбар Судьина.
- Рига
- Двухчастный амбар.

Зосима и Савватий Соловецкие

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.

В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.

Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келлию и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.

Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462–1505) бояре были казнены.

Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма († 17 апреля 1478). Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.

Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, ему усвоено даже именование «пчельник». К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.

Также можно встретить описание жизни Савватия. Согласно житию, во времена митрополита Фотия Савватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что в «Ноугородцкой области» есть Валаамский монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.

Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на карбасе на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили шатер. Затем они выбрали для кельи более удобное место в 1 версте от моря, на берегу озера у высокой Секирной горы. Спустя некоторое время Герман покинул обитель, а через 2 года после его отъезда отправился в Выг и Савватий, где причастился у игумена Нафанаила и почил.

Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.

Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 году при игумене Зосиме и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они вместе с мощами преподобного Зосимы были перенесены в придел Спасо-Преображенского собора, устроенный во имя этих соловецких святых.

На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября (по юлианскому календарю).

В 1861—1925 годах мощи находились в Свято-Троицком соборе монастыря. С 1992 года мощи покоились в Благовещенском храме Соловецкого монастыря, в богато украшенной раке, затем — в Филипповском храме, на лето переносились в Спасо-Преображенский собор.

С 2016 года мощи Савватия, Зосимы и Германа Соловецких покоятся в Свято-Троицком соборе монастыря.