+79212213861, +79217273595, etskarelia@ya.ru
...организуем отдых с 1997 года!

Онежены. Церковь Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского, ХVIII - ХIХ вв.

Церковь Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского, ХVIII - ХIХ вв. в деревне Онежены Медвежьегорского района Карелии.

Координаты: 62.497584, 35.110990

Деревянная церковь в классическом для севера стиле, выполнена из сосновых бревен. Четыре помещения, каждое под своей двускатной кровлей.

Основное молельное помещение делится на два пространства, которые фактически являются единым срубом разделенных разной высотой кровли и внутри посредством арочной перегородки. Предалтарная часть с иконостасом, амвоном, солеей, перед которой стоял аналой для главной иконы и находились певчие. И основное молельное помещение, где находились во время службы прихожане.

Скорее всего было два входа - один сразу в молельное помещение, а второе - через просторный притвор. По зарубкам на срубе можно предположить, что к притвору с западной стороны ранее было пристроено высокое крыльцо под собственной кровлей. На 2018 год полностью утрачено.

Экспедиционные наблюдения и источники в Интернете указывают, что над этим притвором ранее высилась колокольня, но на 2018 год это сложно определить из-за значительных изменений и переработок, по факту - только основание колокольни, которое является притвором, при входе в храм.

К объединённому молельному помещению пристроен рубленный пятистенный алтарь, который отделялся от основного помещения храма иконостасом.

Предалтарная часть церкви выполнена с повалами в верхней части, ранее над крышей возвышалась небольшая главка с крестом над шатром, высившемся на восьми столбах. На 2018 год шатра и главки нет, оставлен стилизованный крест на остатках столбов, которые держали шатер.

Некоторые непроверенные источники указывают точную дату постройки Церкви Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в Онеженах - 1831 год. Ищем официальное подтверждение. Пока за основу берем данные с сайта Минкульта Карелии, где указано - ХVIII - ХIХ вв.

Также там есть краткая аннотация:

Расположена перед въездом в деревню, в поле, хорошо просматривается с большого расстояния. Церковь построена так называемым "кораблем", т.е. по трехчастно-осевой композиции: к молельному помещению с алтарем примыкает трапезная, а к ней с запада пристроена колокольня типа "восьмерик на четверике", от которой в настоящее время сохранилось только четвериковое основание, выполняющее роль притвора. Стены церкви рублены из сосновых бревен. Сруб храмового четверика в верхней части стен имеет двухсторонние повалы. Помещения бывшей трапезной и храмовой части в соответствии с эстетическими взглядами середины ХIХ в. объединены широким проемом лучкового очертания. На окнах сохранились кованые решетки. Наружные лестницы и крыльца не сохранились, утрачены завершения церкви и колокольни, интерьер храма, оконные и дверные заполнения. Несмотря на множественные утраты, представляет историко-архитектурную ценность как пример развитой культовой постройки Заонежья с особым композиционным решением.

Во времена СССР Церковь Параскевы Пятницы (деревянная) 1831 г. в дер.Онежены была внесена в Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Медвежьегорского муниципального района Карелии. Постановление №199, от 21.04.1971, Совет Министров КАССР. На сайте Минкульта Карелии указано, что это актуально и на 1 октября 2018 года.

В настоящий момент церковь быстро разрушается. Видны следы спешной, неаккуратной и незаконченной реставрации, которая очевидно была официальной, так как все бревна тщательно промаркированы. Причина остановки реставрации на сегодня не известна, как остается под вопросом период проведения работ. В результате незавершенной деятельности по реставрации церкви как памятника архитектуры - здание значительно потеряло свои первоначальные очертания, стыки помещений собраны с большими щелями. Кровля наспех и не полностью была покрыта рубероидом на обрешетке с редким закреплением. На 2017-2018 года - во все помещения проникает дождь и другие осадки без препятствий. Фрагменты разобранных элементов храма складированы внутри церкви, и кое-что снаружи. Не исключено, что часть деревянных деталей растаскивается вандалами.
 

На стенах, не смотря на глобальную переборку сруба, можно встретить обрывки старинных газет, которыми были обклеены стены под поклейку обоев по "домашней" традиции конца XIX начала XX веков.

Если в ближайшее время работы по реставрации храма не будут продолжены, то совсем скоро можно будет исключить Церковь Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в Онеженах их реестра архитектурных памятников Карелии. И даже забыть это удаленное от основных туристических маршрутов место - северный храм зарастет травой и постепенно сотрется из памяти людей.

Подготовка текста, фото и видео: Илья Тимин, 2017-2018.

Дополнение:

1) По присланной информации от Виктории Кипеляйнен в фейсбуке - две старые фотографии 1988 года фотографа Дворядкина Дмитрия. Можно увидеть исторический облик храма до попыток реставрации:

2) Станислав Тихонов прислал комментарий во Вконтакте:

"Здесь в 1893 г. крестили мою бабушку. Таинство крещения совершили священник Георгий Иванов Другов и псаломщик Иван Матфеев Гумилёв. Бабушку нарекли Матроной, а фамилия её семейства в д.Усть Путка верхняя - Пятницыны. Существовала ли какая-то связь между появлением у семейства такой фамилии и церковью Параскевы Пятницы, не знаю."

 

Церковь Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в деревне Онежены на карте:

Онежены

Онежены — деревня в составе Шуньгского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия. Расположена на восточном берегу озера Путкозеро.

Параскева Пятница

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних.

Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена.

Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия.

Варлаам Хутынский

Варлаам Хутынский (в миру Алекса Михайлович (Михалевич); XII век, Великий Новгород — 6 [13] ноября 1192) — основатель и игумен Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Причислен православной церковью к лику святых.

Родился в богатой и знатной новгородской семье. Юношей постригся в Лисичьем монастыре, а затем стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. В 1192 году построил каменную церковь Спаса Преображения в местности Хутынь на правому берегу Волхова в 10 км к северу от Новгорода, основал монастырь и стал его игуменом.

Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.

Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание. Память преподобного Варлаама совершается в 1-ю пятницу Петрова Поста и 6 ноября (по юлианскому календарю).

На Спасской башне Московского кремля над главными воротами висит икона «Спас Смоленский» с изображением в полный рост Спасителя и припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.

Житие Варлаама Хутынского — одно из популярнейших новгородских житий. Оно дошло до нас более чем в десяти редакциях, подразделяющихся на ряд вариантов и групп. Литературная история житий охватывает время с XIII по XVIII века. В этих житиях нашли широкое отражение новгородские легенды.

Искушение

Однажды принесли Преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить её, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвёртый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: «Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

Спасение осуждённого

Однажды, отправившись к архиепископу, Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осуждённого преступника (обычная смертная казнь в древнем Новгороде). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав: «Он загладит вины свои в Хутыне». Все тотчас же единодушно закричали: «Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму». Через некоторое время спасённый от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. «Что это значит?» — говорили все между собой, — «Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы». Ученики Св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. Варлаам отвечал: "Судьбы Господни — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осуждён справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через моё недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осуждён невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: «кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» (Рим.11: 33,34).

Улов

Монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, Варлаам Хутынский сказал: «Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать». Смущённые этим обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Варлаам Хутынский и Архиепископ

Варлаам Хутынский бывал у новгородского архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему приезжать через неделю, на что Варлаам отвечал: «если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Святых Апостолов Петра и Павла». Архиепископ удивился. Накануне определённого дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный приехал в Новгород на санях. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». На другой день наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. В тот год был невиданный урожай.

Варлаам Хутынский и князь

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. Варлаам Хутынский, благословляя его, сказал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

Видение хутынского пономаря Тарасия

В 1505 году преподобный Варлаам Хутынский, чьи мощи находились под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря, явился ночью пономарю Тарасию. Святой показал пономарю, что озеро Ильмень угрожает при разливе затопить город. Варлаам молил Богородицу спасти город и открыл Тарасию, что за грехи горожан они будут наказаны мором, через три года после которого последует пожар.