+79217273595, etskarelia@ya.ru
...с 1997 года помогаем отдыхать в Карелии!

Усть-Яндома. Часовня Георгия Победоносца XVIII век.

Усть-Яндома. Часовня Георгия Победоносца.

Середина-вторая половина XVIII века.

Координаты: 62.172964, 35.273526

Фотографии, видео и подготовка текста: Илья Тимин, 2017-2020.

Деревянная часовня клетского типа, построенная в XVIII веке (по некоторым описаниям, первоначальная постройка датируется даже XVII веком). Георгиевская часовня в Усть-Яндоме является показательным образцом заонежского деревянного зодчества, где церкви и часовни украшались пристроенной высокой звонницей с шатром на резных столбах.

Основное здание храма находиться под единой двускатной кровлей, на которой на рубленом восьмерике высится деревянная луковичная главка с журавцами-кружалами у основания "шеи", а на вершине главки размещен восьмиконечный деревянный крест.

Первоначально это была простая часовня под двускатной кровлей. Колокольня, предположительно, была пристроена с конца XVIII века - до середины XIX века. Об этом говорит хорошо заметный переруб основного здания. Заметно, что под часть первоначального сруба, было подведено основание будущей колокольни и уже  ближе к кровле заметно, что два сруба прочно переплетаются в своей конструкции.

Часовня Георгия Победоносца в Усть-Яндоме состоит из небольшого притвора под одной кровлей с основным молельным помещением. Из притвора крутая лестница поднимается на звонницу. Звонница – восьмерик на четверике. Однако, особенность в том, что здесь низкий бревенчатый четверик, который является своеобразным фундаментом колокольни и основной подъем колокольни выполнен в форме восьмерика. Чаще в православной деревянной архитектуре бывает наоборот – высокий четверик, а уже сверху восьмерик. Шатер колокольни стоит на восьми высоких резных столбах. На шатре, на высокой деревянной шее, покрытой лемехами, с журавцами-кружалами у основания, высится деревянная луковичная главка, также покрытая лемехами. В навершии главки установлен восьмиконечный деревянный крест. К 2017 году крест утратил свою основную перекладину.

Вход в часовню – через колокольню, к которой пристроено  высокое крыльцо под двускатной кровлей и односкатным навесом-скатом кровли на резных столбах над ступенями лестницы, ведущей в храм.

С передней (западной) части, со стороны крыльца – четверик колокольни украшен небольшими «крыльями» - это симметричные кровли, прикрывающие сруб четверика, переходящего в восьмерик.

Погост в деревне Усть-Яндома расположен на красивом берегу Онежского озера. Часовня Георгия видна и с воды и при подъезде к деревне с материка. Вокруг погоста и храма хорошо заметна каменная ограда, которая, возможно, была основанием деревянной ограды, по типу кижской. Однако, в настоящее время сохранились только резные врата под двускатной кровлей. Врата расположенные с небольшим смещением к югу относительно главной оси архитектурного ансамбля и стоят перед входом в часовню на небольшом расстоянии с небольшим разворотом «к материку».

Часовня богато украшена резными элементами – столбы, поручни, причелины, подзор, журавцы, лемехи. В молельном зале сохранились элементы роскошного когда-то иконостаса – расписные и резные деревянные элементы. Потолок в основном молельном помещении выполнен в виде классического «потолка-неба», куда вставлялись иконы, соединяющиеся узкой стороной в районе центрального медальона. Иконы неба, как и другие иконы, в храме не сохранились.

Несмотря на время, особенно советский период, часовня Георгия Победоносца сумела сохранить свою самобытность. Это аккуратный храм, который поддерживается жителями окрестных деревень. Однако, как и многие объекты деревянной архитектуры, следы небольших разрушений и времени видны невооруженным взглядом. Поэтому требуется дополнительный присмотр и внимание со стороны государства и его структур ответственных за нашу культуру и историю.

Часовня Георгия Победоносца в Усть-Яндоме на карте:

Усть-Яндома

Деревня Усть-Яндома называна так потому, что она расположена на берегу Онежского озера в устье реки Яндомы, которая вытекает из озера Яндомозеро, где была деревня Яндомозеро, известная своей Варваринской церковью, которую перевезли в деревню Типиница.

Усть-Яндома находиться примерно на полпути от посёлка Великая Губа до деревни Типиница, если ехать старой грунтовой дорогой вдоль Онежского озера. Деревня состоит из нескольких карельских домов, которые уже давно потеряли свое величие - со снесенными частями, покосившимися крышами. Дома имеют своих владельцев, которые приезжают сюда в основном летом.

История Усть-Яндомы

Деревня относилась к Яндомозерскому обществу Великогубской волости Петрозаводского уезда. Стан 2-й.

В описаниях населенных мест от 1873 году упоминается как "Находится при Онежской губе", а в 1905 году "при озере Онего".

"Лежит на Повенецком тракте от города Петрозаводска. По правую сторону этого тракта, по озерной системе Онежского озера. Состоит из 2 посёлков с названиями Восточная и Западная. Расстояние до уездного города Петрозаводск — 112 вёрст (по данным 1873 года) и 75 вёрст (по данным 1905 года). "

Расстояние указано разное, так как, скорее всего, к концу XIX века активно использовался путь через Кяппесельгу, что укорачивало путь, но это только предположение о том, как происходили замеры.

"Местоположение становой квартиры — Кондопога. Расстояние до волостного правления (Великогубский погост с выселком Моглицов) — 12 вёрст. До ближайшей деревни или села 6 вёрст. До отделения почты и пароходной пристани 12 вёрст. До школы 8 вёрст."

По «Списку населённых мест 1873 года" в Усть-Яндоме проживало 200 человек: 87 мужчин и 113 женщин. Жили по 27 дворам.

В «Списке населённых мест» 1905 года деревня упоминается как Устьяндома (Восточная и Западная). Население к 1905 году состояло из 118 крестьянок и 104 крестьян. Всего 222 человека. Дворов 28, семей 35. Имелся скот: 42 лошади, 54 коровы и 96 голов прочего скота.

Историческое упоминание Усть-Яндомы в официальной прессе - "Олонецкие Губернские Ведомости" №21 от 20.03.1882:

"7 февраля 1882 года в деревне Устьяндоме заведывающий мельницей крестьянина Петра Мухина крестьянин деревни Путилова (Пудожский уезд, Водлозерская волость) Прокопий Овчинников очищал от льда мельничное колесо и был прижат колесом к стене и задавлен. Ему было 45 лет."

Заонежье

Заонежье (кар. Äänisniemi)— историческое название территории Заонежского полуострова и примыкающих к нему островов Кижских шхер в северо-восточной части Онежского озера. Административно территория Заонежья входит в состав Медвежьегорского района Республики Карелия.

Заонежский полуостров омывается с юго-востока водами Повенецкого залива, с юга — заливами Малого и Центрального Онего, с запада — заливом Большое Онего. К территории Заонежья относятся более 500 островов Кижских шхер, крупнейшие из них — Большой Клименецкий, Большой Леликовский, Оленьи острова.

Почвы полуострова сформированы карбонатными и шунгитосодержащими породами, являющимися естественным адсорбентом для озёрной воды и основным компонентом «заонежского чернозёма». Повышенное плодородие почв Заонежья, с начала освоения территории Карелии, привлекало сюда земледельцев.

Период первоначального освоения Карелии, в том числе и Заонежья, происходил в эпоху мезолита (могильник на острове Южный Олений). В X—XIII веках первобытные семейно-родовые группы саамов сменили прибалтийско-финские племена — сегодняшние вепсы, карелы и финны. С XV века — территория Заонежья в составе Заонежских погостов Обонежской пятины Новгородских земель Московского княжества, осваивается русскими переселенцами. К началу XX века территория Заонежья являлась самой густонаселенной территорией Олонецкой губернии.

Великомученик Георгий Победоносец

Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.